Приветствую Вас, Гость

Интернет-активность
как обязанность ученого

М.М.Горбунов-Посадов

Аннотация. Ситуация, сложившаяся сегодня в российском научном интернете, вызывает серьезную озабоченность. Подавляющее большинство научных журналов не имеет общедоступных полнотекстовых интернет-версий. Интернет-активность ученого не рассматривается как необходимый компонент при его аттестации. Государственные фонды поддержки науки не ориентируют своих грантополучателей на размещение результатов работ в свободном доступе. Недопустимо мало сайтов, популяризирующих науку, служащих привлечению молодежи. Анализируются возможные пути выхода из намечающегося кризиса.


1. Сопротивление "бумажных" изданий

Деятельность ученого можно схематично представить как многократное повторение цикла "проведение исследования — публикация результатов". Сравнительно быстро потребность в публикации из осознанной необходимости превращается в своего рода условный рефлекс, благодаря чему, к счастью, чрезвычайно редки ситуации, когда ученый в какой-то момент отчаянно взмахивает руками, восклицая "Ах, как же это я забыл опубликовать одно из важнейших своих достижений!". Этот рефлекс энергично закрепляется сложившимися в научной среде механизмами карьерного роста, где немалую роль обычно играет количество опубликованных трудов.

До недавнего времени рефлекс публикации результатов исправно работал во благо науки, обслуживая регулярный обмен идеями между исследователями. Однако сейчас, как это ни парадоксально, он сплошь и рядом начинает превращаться в преграду, встающую на пути от публикующего результат ученого к потребителям этого результата.

Для научного сообщества основным средством получения информации постепенно становится интернет. Несмотря на это более или менее очевидное для всех наблюдение, львиная доля научных результатов до сих пор продолжает публиковаться исключительно в традиционных "бумажных" изданиях, не доходя до широкого читателя, безуспешно надеющегося получать из интернета интересующие его свежие сведения. Ученые по старинке несут свои статьи "бумажному" издателю, не замечая того, что он все явственнее приобретает черты паразита, эксплуатирующего их рефлекторные потребности, предлагая вместо реальной общедоступной публикации некий суррогат, создающий лишь иллюзию исполненного долга перед своими собратьями по цеху.

На самом же деле сегодня, как правило, "бумага" объективно препятствует ознакомлению с полученным научным результатом массового читателя. Беда прежде всего в том, что автор, опубликовав свои результаты на бумаге, преждевременно успокаивается и не доносит их до интернета. Но даже осознав необходимость интернет-публикации, автор нередко неожиданно для себя обнаруживает, что сделать это он не вправе. Ведь многие издательства и журналы насильственно запрещают размещать в интернете опубликованные у них произведения. В таком случае мы имеем все основания говорить о вреде бумажной публикации, из-за произвола издателя не получающей необходимой массовому читателю интернет-проекции.

В то же время сами издатели прекрасно осведомлены о могуществе интернета и широко им пользуются: все крупные издательства имеют сайты с завлекающими аннотациями их продукции, малотиражные издания в России существуют только благодаря интернет-магазинам. Но интересы коммерции (зачастую неверно истолкованные) заставляют "бумажного" издателя выстраивать стену перед интернет-читателем. Кроме того, многие "бумажные" научные периодические издания подспудно чувствуют неотвратимо приближающуюся кончину и в силу этого, естественно, конвульсивно пытаются обескровить своего могильщика — интернет.


2. Публикация в интернете как новый жанр

Общедоступность — не единственное и, возможно, не самое важное достоинство интернет-публикации, позволяющее ей сейчас уверенно претендовать на роль основного средства донесения идей ученого до потребителя. Тут уместно говорить о возникновении нового жанра, открывающего невиданные ранее возможности для публикации научных результатов.

Интернет предлагает новые, несоизмеримо более продуктивные формы донесения информации до читателя, взаимодействия с читателем. Прежде всего, интернет позволяет автору непрерывно развивать, дополнять и совершенствовать свою публикацию. Статья или книга в интернете становится живым, каждодневно улучшаемым проектом, аналогом динамичного интернет-портала в несколько уменьшенном масштабе. Публикация, разумеется, атрибутируется электронным адресом автора, благодаря чему легко завязывается переписка с читателями. Другая форма взаимодействия с посетителями сайта публикации — электронный форум, где каждый вправе разместить для общего сведения любые соображения, возникшие у него при прочтении работы.

Еще одна важная форма взаимодействия — подписка. Посетитель сайта публикации может оставить там свой электронный адрес, в результате чего он начинает автоматически получать электронные извещения о всех важных событиях, происходящих в заинтересовавшем его направлении исследований. Подписка выводит интернет-публикацию на совершенно новый, недостижимый для "бумаги" уровень оперативности. Если от момента подготовки бумажного материала до выхода из печати журнала или книги обычно проходят долгие месяцы, то электронный подписчик получает письмо о состоявшемся новом научном результате тут же, в течение нескольких секунд.

Иначе говоря, если для "нетленки" по классификации Стругацких (творения, обессмертившего в веках имя своего автора и мерно сияющего в своем застывшем совершенстве) еще может в какой-то мере подойти бумажная форма, то при публикации "эпохалки" (произведения, отражающего веяния эпохи и, следовательно, нуждающегося в определенной коррекции при их изменении) обращение к интернету честного исследователя сейчас уже практически предопределено. Недалек час, когда отношение научного сообщества к автору, пренебрегшему размещением своего произведения в интернете или не заботящемуся о его постоянном обновлении и совершенствовании, станет сродни отношению в гражданском обществе к матери, отказавшейся от своего новорожденного ребенка.

В интернете автор полностью контролирует не только содержание, но и форму подачи своего материала, не будучи связан скучными ограничениями полиграфии. В его распоряжении весь спектр возможностей мультимедиа: цвет, звук, видео, анимация, интерактивная компьютерная графика и др. Применение гиперссылок формирует существенно более комфортную среду чтения. Например, по ссылке в тексте статьи читатель за доли секунды попадает на ее расшифровку в пристатейном библиографическом списке и далее, вообще говоря, за те же доли секунды — на сам цитируемый источник (разумеется, при условии, что он также размещен в интернете). Прямо в тексте можно поместить интерактивные панели, позволяющие читателю тут же заказывать и получать результаты произвольных вычислений, извлекать заинтересовавшие его данные из массивов информации практически неограниченного объема и др.

И всего этого несметного богатства современный автор систематически лишает себя, раз за разом отдавая предпочтение уходящей в прошлое бумаге.


3. Жизненный цикл научной публикации

Мир научных публикаций все явственнее приобретает вебоцентрические черты (рис. 1).



Рис. 1.  Жизненный цикл научной публикации


Онлайновое представление становится центральным звеном публикационной деятельности ученого. С него начинается жизненный цикл публикации: поставив последнюю точку, автор спешит прежде всего разместить работу на общедоступном сайте, где спустя секунды с ней смогут познакомиться заинтересованные коллеги.

Редактирование. Над онлайновым представлением ученый постоянно работает, исправляя, дополняя, обновляя и совершенствуя. Тем самым онлайновый, т. е. самый массовый читатель всегда имеет дело только со свежим материалом.

Обсуждение. Как уже упоминалось, онлайновое представление публикации обычно сопровождается форумом, где каждый читатель может высказать свои мысли, навеянные только что прочитанным. Автор материала становится модератором и самым заинтересованным читателем такого форума. Кроме того, онлайновое представление атрибутируется электронным почтовым адресом автора, куда также начинают приходить отклики. Живое обсуждение позволяет автору постоянно улучшать текст, избавляясь от замеченных читателями неоднозначностей и неточностей.

Рецензирование. Благодаря интернету рецензирование приобретает разнообразные полезные новые свойства и формы.

Онлайновую публикацию существенно чаще и внимательнее рецензирует руководитель подразделения, где работает автор. Ведь если публикация размещается на официальном сайте организации, то руководитель, подобно журнальному рецензенту, обязан следить за качеством публикуемого материала. Рецензия руководителя весьма действенна, поскольку подкрепляется административным ресурсом и учитывает личностные особенности автора. Кроме того, замечания руководителя часто оказываются более глубокими по сравнению с замечаниями журнального рецензента, поскольку руководитель знает всю подноготную проводившегося исследования. Наконец, есть еще одно немаловажное преимущество рецензии руководителя. Эта рецензия, как правило, не блокирует, не тормозит размещение публикации на сайте в свободном доступе — руководитель не меньше автора заинтересован в скорейшем появлении публикации и в то же время не сомневается в том, что автор в ближайшее время все что надо исправит, отреагировав на его замечания.

Схемы со скорейшей, опережающей отзывы рецензентов публикацией придерживается и известное издательство F1000Research. Пришедшая статья после минимальной проверки практически сразу оказывается на сайте издательства в свободном доступе, и лишь затем ей назначаются два обязательных рецензента. Теперь решение за читателем: обращать внимание только на статьи, прошедшие полный цикл рецензирования, или же читать все подряд, знакомясь, в частности, с самыми свежими, еще не прошедшими рецензирование публикациями. Рецензирование открытое: рецензия, подписанная назначенным экспертом, размещается тут же на сайте. Рецензирование никогда не прекращается: в любой момент каждый из 5000 экспертов издательства вправе по собственной инициативе дополнительно открыто прорецензировать статью.

Открытое рецензирование в интернете выводит отношения между автором и рецензентом на новый уровень. Рецензия превращается в полновесную живую публикацию, рецензент, в частности, живо откликается в своем тексте на изменения, вносимые в исходную статью. Рецензия сама может стать объектом рецензирования. Рецензент из свирепого привратника, отпугивающего непригодные статьи, превращается во вдумчивого собеседника автора, а может быть даже и в соавтора рецензируемого материала.

Хотя прежние жанры научной публикации продолжают так или иначе существовать, однако с ними происходят определенные трансформации, а их относительный вес понемногу снижается.

Печать моноиздания уже не воспринимается автором как катарсис, торжественный финал его многотрудных писательских усилий. Печать становится рутинной, по мере необходимости многократно повторяемой процедурой.

С одной стороны, этому способствуют простота и доступность средств офисной полиграфии, благодаря которым автор, не сходя со своего рабочего места, может за несколько минут получить требуемое число неплохо оформленных печатных экземпляров своей работы. С другой стороны, массовое распространение получает техника "Печать по требованию", когда посетитель книжного магазина не снимает понадобившуюся ему книгу с полки, а заказывает ее автомату, который прямо на глазах у покупателя эту книгу печатает и брошюрует с типографским качеством.

Главное, что и в первом, и во втором случае источником служит свежее, "живое" онлайновое представление, куда, возможно, за минуту до печати автор внес очередные улучшения. Разумеется, на почетном месте в тексте размещается адрес онлайновой прописки издания, что позволяет заинтересовавшемуся читателю в любой момент получить доступ к обновляемой версии материала. Онлайновая версия, со своей стороны, обычно содержит адрес интернет-магазина, где можно приобрести печатную копию.

Научные журналы понемногу сдают свои позиции. Далеко не все журналы размещают статьи в свободном доступе. Но и когда размещают, нередко делают это с большим запаздыванием. Наконец, подавляющее большинство журналов не позволяет автору корректировать свою статью после ее размещения на сайте журнала. В результате симпатии и авторов, и массового читателя неумолимо смещаются от журналов в сторону живых онлайновых публикаций.

Однако у журнала остается важный козырь — редколлегия и корпус специалистов-рецензентов. Опубликованная в солидном журнале статья приобретает своеобразный знак качества, поскольку сам факт появления статьи в журнале означает, что авторитетные рецензенты оценили работу автора достаточно высоко. Слово "публикация" по отношению к журналу постепенно теряет свой первоначальный смысл — доведение до всеобщего сведения, ознакомление научной публики. Публика сейчас читает в основном живые онлайновые статьи, а автор направляет свою работу в журнал, как правило, вовсе не для оповещения коллег о своих результатах, а лишь для придания ей более весомого статуса.

Именно в этом, статусном смысле трактуется слово "публикация" в действующих руководящих документах ВАК. ВАК не интересует, каков тираж журнала и как он представлен в интернете, т. е. видит ли широкая публика публикуемые статьи. Вместо этого одним из главных показателей качества диссертационной работы объявляется ее представительство в рецензируемых изданиях (с ударением на слово "рецензируемых").

Со временем, вероятно, обретут признание иные механизмы исчисления статуса: подсчет числа закладок, сделанных читателями онлайновой версии, или оценки, выставленные коллегией онлайновых экспертов. Однако пока наиболее убедительно в этом качестве выглядят именно суждения журнальных рецензентов, и поэтому автор, осознавая ведущую роль онлайнового представления, тем не менее обычно старается направить свою статью также и в журнал. Если статья принята, в онлайновом представлении делается соответствующая пометка, служащая убедительным ориентиром качества для онлайнового читателя. И обратно, в современных журналах текст статьи все чаще атрибутируется адресом ее живого онлайнового представления.

Энциклопедия еще недавно представлялась автору научной публикации чем-то безнадежно далеким. Обычно ему и в голову не приходило задумываться над тем, заслуживает ли его работа какого-либо представительства в энциклопедии, — ведь цикл издания энциклопедий занимал десятки лет и даже при самом благоприятном стечении обстоятельств до упоминания свеженаписанной работы в энциклопедии должны были пройти долгие годы.

Теперь ситуация радикально изменилась. Традиционные "бумажные" энциклопедии, похоже, доживают последние дни. Им на смену пришли и завоевали массового читателя энциклопедии онлайновые, живые. Скорость взаимодействия автора научной публикации с онлайновой энциклопедией исчисляется уже не десятилетиями, а секундами. Благодаря этому отношения с онлайновыми энциклопедиями постепенно становятся важным компонентом жизненного цикла научной публикации. О роли онлайновых энциклопедий в деле популяризации науки речь пойдет в следующем разделе.


4. Популярный научный интернет

Воистину безграничны возможности интернета в плане популяризации науки. Раньше путь популярного материала от ученого к широкой аудитории был весьма извилист и тернист. Можно было попытаться снять учебный или популярный фильм, т. е. надолго и всерьез связаться с промышленным кинопроизводством. Или же опубликовать статью в популярном журнале, для чего наладить отношения с его редакцией, что обычно также было непросто сделать. Теперь же все необходимое оказалось у нас под рукой. Настало время, когда каждому по силам создать свой популярный сайт, где будут великолепно сочетаться преимущества и кино (видео), и полиграфии, и, кроме того, множества других перспективных инструментов популяризации.

К сожалению, открывшимися возможностями пока воспользовались лишь немногие ученые. Так, например, на всех крупных образовательных сайтах в передовых странах внушительный сектор отдан фундаментальной науке, и именно эти страницы образовательных сайтов пользуются обычно наибольшим успехом. В России же в настоящее время реализовано несколько крупных образовательных порталов, однако фундаментальная наука оказалась там, мягко говоря, не в почете.

Впрочем, образовательный сайт, возможно, не самое удачное место для популярных научных материалов. Они вполне могут разместиться на сайте научного учреждения. Именно такое размещение, создающее эффект получения знания "из первых рук", является мощным стимулом для привлечения в науку молодежи. Не надо забывать, что современные школьники, студенты, аспиранты существенно лучше ориентируются в интернете, чем в библиотечном каталоге.

Многие публикуемые на сайте научного учреждения материалы по своей природе являются пограничными между узко специальными, ориентированными на ограниченный круг посвященных, и популярными, доступными в какой-то мере для понимания посетителя "с улицы". Важно стараться излагать размещаемые в интернете статьи доступным языком, чтобы не отпугнуть потенциального читателя.

В этой связи вызывает недоумение распространенная сейчас практика публикации на сайте научных результатов не на русском, а на английском языке. (Трудно в это поверить, но, например, головная страница сайта издательства Российской академии наук http://www.maik.ru представлена на английском!) Во многих передовых странах жестко закреплено, что все результаты научных исследований, финансировавшихся за счет государства, должны быть размещены в интернете в открытом доступе и, разумеется, прежде всего на родном языке. В самом деле, противоестественно выглядит положение, когда исследователь получает российское финансирование, а свои результаты обращает исключительно к англоязычной аудитории.

Особого упоминания заслуживают онлайновые энциклопедии. Ведущим ученым, по-видимому, имеет смысл систематически присматривать за эволюцией статей Википедии, относящихся к их компетенции. В частности, выпуская в свет свою очередную публикацию, полезно всякий раз задуматься над тем, не надо ли поместить ссылку на нее в какие-либо статьи Википедии? Или, быть может, публикация определяет важные понятия, заслуживающие новых самостоятельных статей Википедии?

У русскоязычной Википедии сегодня нет альтернативы. Российская академия наук, похоже, так никогда и не решится на реализацию проекта живой (т. е. размещенной в интернете и постоянно, систематически обновляемой) Большой российской энциклопедии. Правда, нечто подобное было запланировано в федеральной целевой программе (ФЦП) "Информационное общество" под названием портал "Знание". Однако ответственным за портал по необъяснимым причинам было назначено Минсвязи, для которого энциклопедия, мягко говоря, выходит за сферу привычных интересов. И действительно, хотя первое появление энциклопедического портала согласно ФЦП было запланировано на конец 2011 года, в конце 2012 года выяснилось, что Минсвязи финансировать проект вовсе не намерено. За реализацию портала вроде бы на свой страх и риск взялось издательство "Большая российская энциклопедия", но оно хочет сделать доступ к порталу платным, т. е. о реальной конкуренции с Википедией тут говорить не приходится.

К сожалению, сформировавшаяся администрация русскоязычной Википедии нередко встречает новичка очень неласково. Не радует и соседство статей, посвященных бесчисленным сиюминутным пустякам и/или написанных в стилистике комикса. Но другого выхода нет, налаживать отношения с Википедией придется. Русскоязычные пользователи интернета сейчас обречены иметь дело исключительно с Википедией, и поэтому любой ответственный российский специалист просто обязан стараться своевременно отражать там последние достижения своей отрасли знаний.

Наиболее крупные научно-исследовательские центры могли бы возглавить или же целиком взять на себя создание и постоянное поддержание в актуальном состоянии общедоступных отраслевых электронных энциклопедий. Электронная энциклопедия, разумеется, должна не копировать механически свои бумажные аналоги, а широко привлекать аппарат гиперссылок, мультимедиа, баз данных и др. К сожалению, в российском интернете проекты такого масштаба пока еще исключительно редки.

Чтобы закончить этот раздел на оптимистичной ноте, отметим, что научно-популярные сайты, разработанные и функционирующие с привлечением крупных ученых, пользуются несомненным успехом в российском интернете. Тут достаточно упомянуть два весьма несхожих, но получивших всеобщее признание проекта elementy.ru и gramota.ru.


Читать дальше:

http://nutego.ucoz.com/index/gorbunov_posadov_m_m_internet_aktivnost_kak_objazannost_uchenogo_prodolzhenie/0-34