Закомолдин Р.В. (rus.zackomoldin@yandex.ru)
О ТРОЙСТВЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ» В НОРМАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО УК РФ
Одной из важных и наиболее сложных проблем современной науки уголовного права является разработка научно обоснованной системы построения Особенной части УК и отдельных его глав. Наибольшую дискуссионность в связи с этим представляет, на наш взгляд, общественная безопасность, как благо (ценность), охраняемое уголовным законом.
Уголовное законодательство нормативно закрепляет существование общественной безопасности как особого социально значимого явления путём фиксации полярного понятия «общественная опасность» в качестве одного из обязательных признаков преступления (ч.1 ст.14 УК РФ). Отсюда следует, что все преступления посягают на общественную безопасность в разных её сферах. Однако в ч. 1 ст.2 УК РФ общественная безопасность закрепляется в качестве родового объекта, что подтверждается разделом IX Особенной части УК, а далее в главе 24 общественная безопасность выступает уже в качестве видового объекта. Такая позиция законодателя вызывает большие нарекания: одно и тоже явление выступает в трёх значениях. При этом из текста закона невозможно чётко определить содержание понятия «общественная безопасность». Кроме того, многие учёные вообще избегают раскрытия данного понятия. На наш взгляд позиция законодателя по данному вопросу также нуждается в корректировке. Представляется, что разграничение указанных понятий имеет огромное значение для единства правильного применения норм уголовного закона и гарантированности тем самым единства законности в стране. При этом следует помнить правило, сформулированное Н.С. Таганцевым: «Если законодатель придал какому-либо выражению специальное значение, то и во всех других статьях, где употребляется это слово, оно должно иметь то же значение, пока не будет доказано противное»[1].
В связи с тем, что общественная безопасность понимается в уголовно-правовой науке и как общий объект всех преступлений и как родовой (раздел IX УК РФ), некоторые учёные высказывают мнение о возможности и допустимости при определении понятия общественной безопасности выделять её широкий смысл. Так, в юридических словарях советского периода общественная безопасность определяется как «система мероприятий, направленных на охрану государственного и общественного порядка, правил социалистического общежития, на обеспечение нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан». Широкие определения общественной безопасности даёт и П.И. Гришаев. Общественную безопасность он понимает как систему «мер, направленных на охрану государственного и общественного порядка, на обеспечение нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан» [2]. П.С. Матышевский также предлагает широкое определение: «Общественная безопасность предполагает введение определённой системы мер и создание необходимых условий, обеспечивающих спокойное и беспрепятственное функционирование государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также спокойствие граждан» [3]. В.А. Владимиров общественной безопасностью признавал «общественные отношения, основанные на определённой системе мер и условий, обеспечивающих бесперебойную и нормальную деятельность государственных или общественных учреждений, предприятий или организаций, а также спокойствие граждан»[4]. Следует согласиться с мнением В.П. Тихого о том, что данные определения чрезвычайно широки для понимания общественной безопасности, именно как безопасности общества, и свидетельствуют в пользу того, что общественная безопасность рассматривается в качестве общего объекта всех преступлений [5].
Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова означает положение, при котором кому-либо или чему-либо не угрожает опасность [6]. Согласно ст.1 Закона РФ от 05.03.92 года № 2446-1 «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [7]. Объектами безопасности являются: личность – её права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Таким образом, понятие безопасности не ограничивается лишь общественной безопасностью и, естественно, что понятие общественной безопасности не может вместить в себя все признаки безопасности в целом. Общественная безопасность, например, по определению не может включать в себя безопасность деятельности государственных институтов. Под общественной безопасностью предлагается понимать безопасность гражданского общества, которая существует наряду с государственной безопасностью[8], а безопасность личности является её специфическим элементом [9]. Эти явления взаимосвязаны между собой и обеспечение одного невозможно без обеспечения другого. Необходимо, на наш взгляд, выделить понятие, которое синтезирует государственную, общественную и личную безопасность и заменит неоправданно широкое толкование общественной безопасности. Таковым, на наш взгляд, является используемое в законодательстве и предлагаемое некоторыми учёными понятие национальной безопасности [10].
Исходя из анализа научной и учебной литературы, а также соответствующих нормативных актов, мы пришли к выводу, что в ст.1 Закона «О безопасности» сформулировано именно понятие национальной безопасности. Национальная безопасность есть универсальная система взаимной защиты личности, общества и государства, как социальных благ. Национальная безопасность есть состояние защищённости интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Таким образом, именно национальная безопасность является общим объектом уголовно-правовой охраны и, в конечном итоге, общим объектом любого преступного посягательства, а её элементы ставятся под охрану как возможные родовые объекты преступных посягательств.
Особенная часть УК РСФСР 1960 года строилась по принципу трёхзвенной системы объекта преступления: общий – родовой – непосредственный. Тогда строение главы Х, предусматривающие составы преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения, вызывало справедливые нарекания. Многие учёные высказывали мнение о том, что данная глава создана искусственно и объединяет разнородные преступления, в связи с чем предлагалось выделить их в самостоятельные главы [11]. Другие юристы считали, что данные преступления имеют единый родовой объект, которым является общественная безопасность, общественный порядок и народное здоровье [12]. При этом все учёные сходились во мнении относительно того, что закон не раскрывает понятия общественной безопасности как родового объекта преступления [13].
Новый УК РФ 1996 года принял четырёхуровневую классификацию объекта преступлений, которую законодатель закрепил в структуре Особенной части Кодекса. Новый подход не решил существовавших проблем и на сегодняшний день в науке уголовного права остаётся много вопросов, в частности, относительно раздела IX, предусматривающего преступления против общественной безопасности и общественного порядка. При этом некоторые авторы считают, что новый УК ещё более усугубил данную проблему [14].
Законодатель указывает, что общественная безопасность и общественный порядок являются родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом IX. Следовательно, все преступления, содержащиеся в главах 24-28, посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Однако если подвергнуть данный раздел формальному логическому анализу, то получается, что глава 24 «Преступления против общественной безопасности» подразумевает лишь те деяния, которые посягают только на общественную безопасность и не затрагивают общественный порядок, а деяния, предусмотренные другими главами данного раздела (гл. гл. 25-28), наоборот, посягают на общественный порядок, но не на общественную безопасность. Таким образом, во-первых, наименование главы 24 не согласуется как с содержанием самой главы, так и с содержанием всего раздела, а, во-вторых, из содержания раздела невозможно чётко определить содержание и соотношение понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Мнение некоторых учёных о том, что здесь необходимо рассматривать общественную безопасность в широком смысле (общая безопасность) и в узком (специальная безопасность) [15] представляется некорректным, так как это фактически вновь приводит к проблеме дуализма одного и того же понятия и, соответственно, подрывает принятую действующим Кодексом классификацию преступлений по родовому и видовому объектам.
Любое общество предполагает необходимость и возможность безопасных условий существования всех его членов. Классики социализма справедливо утверждали о необходимости «…создания для всех людей таких условий жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать свою природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях и не бояться насильственного разрушения своего благосостояния…» [16]. В.П. Тихий считает, что общественная безопасность состоит из двух начал: общества и безопасности, что даёт возможность и основания говорить именно о безопасности общества [17]. На наш взгляд, с этим мнением следует согласиться с небольшим уточнением в том смысле, что общественную безопасность необходимо рассматривать как безопасность гражданского общества [18].
Общественная безопасность, таким образом, является элементом национальной безопасности и требует, соответственно, более узкого понимания. Именно безопасность общества следует признать родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом IХ УК.
Видовой объект главы 24 УК требует, на наш взгляд, уточнения.
Объединение в главе 24 различных составов носит искусственный характер. Одни учёные выделяют из них деяния, посягающие на общественный порядок (общественное спокойствие) [19], другие акцентируют внимание на том, что многие из этих деяний посягают на безопасность обращения с источниками повышенной опасности [20], при этом источниками повышенной опасности являются как предметы, так и виды деятельности.
Следует отметить, что транспорт также относится к источникам повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), однако целесообразно согласиться с мнением учёных и законодателя о том, что транспортные преступления нуждаются в выделении их в самостоятельную главу [21]. Нельзя согласиться с мнением Бикеева И.И. о том, что «компьютерные преступления в данный раздел не вписываются»[22], на наш взгляд использование компьютеров как информационных систем связано с повышенной опасностью для общества и имеет смысл говорить об информационной (компьютерной) безопасности [23]. Поэтому в связи со спецификой они также нуждаются в обособлении в отдельную главу.
В уголовно-правовом понимании безопасность общества может характеризоваться следующими параметрами: безопасность обращения с источниками повышенной опасности, безопасность движения и эксплуатации транспорта, безопасность обращения с компьютерной информацией (информационная безопасность), экологическая безопасность.
Следовательно, под общественной безопасностью, как разновидностью национальной безопасности, с позиций уголовного права следует понимать состояние общественных отношений, урегулированное нормами уголовного и иных отраслей права, обеспечивающее безопасные условия жизни людей и их деятельности от преступных деяний, посягающих на экологическое благополучие населения, а также безопасность обращения с источниками повышенной опасности. Она является родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, а её элементы – видовыми объектами.
В связи с этим, полагаем, что существующую главу 24 УК следует разделить на две главы «Преступления против безопасности обращения с источниками повышенной опасности» (ст.ст.215-226 УК РФ) и «Преступления против общественного спокойствия» (ст.ст.205-214, 227 УК РФ), что позволит избежать употребления понятия «общественная безопасность» в качестве видового объекта.
Таким образом, проблему тройственности понятия «общественная безопасность» в действующем УК РФ возможно решить следующим образом:
1. В качестве обозначения общего объекта уголовно-правовой охраны и, в конечном итоге, всех преступных посягательств следует использовать понятие национальная безопасность как состояние защищённости законных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
2. Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, является общественная безопасность, которую следует рассматривать как элемент национальной безопасности и трактовать как безопасность общества. То есть под общественной безопасностью следует понимать состояние общественных отношений, урегулированное нормами права, обеспечивающее безопасные условия жизни людей и их деятельности от преступных правонарушений, посягающих на экологическое благополучие населения, а также безопасность обращения с источниками повышенной опасности (в т.ч. транспорт и компьютеры).
3. Использование понятия общественная безопасность в качестве видового объекта преступлений, предусмотренных главой 24 УК, недопустимо. Наименование главы 24 - «Преступления против общественной безопасности» - не согласуется как с содержанием самой главы, так и содержанием всего раздела IX УК РФ. В связи с этим главу 24 следует разделить на две главы «Преступления против безопасности обращения с источниками повышенной опасности» (ст.ст.215-226 УК РФ) и «Преступления против общественного спокойствия» (ст.ст.205-214, 227 УК РФ), что, во-первых, в большей степени соответствует её содержанию, а, во-вторых, позволяет избежать употребления понятия «общественная безопасность» в качестве видового объекта.
[1] Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. В 2-х томах. Т.1. Сост. и отв. ред. Н.И. Загородников.- М.: Наука, 1994. С. 91.
[2] Гришаев П.И. Преступления против порядка управления, общественной безопасности и общественного порядка.- М., 1957. С. 57.
[3] Матышевский П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.- М.: Юрид. лит., 1964. С. 8.
[4] Владимиров В.А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.- М., 1970. С. 5.
[5] Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности.- Харьков: Вища школа; Изд. Харьковского госун-та, 1981. С.24.
[6] Словарь русского языка: В 4-х томах. / Академия наук СССР, Институт русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой.- 2-е изд., исправ. и доп. Т.1. А - И.- М.: Русский язык, 1981. С.74.
[7] С изменениями от 24.12.1993 г. по состоянию на 01.04.1994 г. // Ведомости Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15. Ст.769; 1993. № 2. Ст.77; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст.5086.
[8] Герасимов А.П. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности. В кн. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2000. С. 471-472.
[9] Справочник милиционера (нормативные акты, комментарии, рекомендации). Авторы и сост. Мышляев Н.П., Данилов И.П., Исаков В.М. и др.- М.: ИНФРА-М, 1998. С.85.
[10] См., напр.: Мальцев Л. Национальная безопасность. Из чего она складывается. // Улада. 1996. № 2. С.28; Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. Монография.- М.: Изд. «Щит-М», 1998. С. 7; Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2002. С. 22 и др.; Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 13.06.1996 г. // Российская газета. 1996; Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 г.// Российская газета. 1997. 20 декабря.
[11] См., напр.: Тихий В.П. Указ. соч. С. 22; Игнатов А.Н. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. В кн. Курс советского уголовного права. Т.4.- М.: Наука, 1971. С. 305; Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка.- М.: Юрид. лит., 1973. С. 191-192 и др.
[12] См., напр.: Дурманов Н.Д. Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.- М.: Юрид. лит., 1962. С. 3-4; Глистин В.К. Понятие и система преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. В кн. Курс советского уголовного права. В 5-ти томах. Отв. ред. Н.А. Беляев. Т.5.- Ленинград: Изд. ЛГУ, 1981. С. 5.
[13] См., напр.: Антипов В.И. Содержание отношений общественной безопасности как родового объекта преступлений. // Вопросы уголовного права и процесса в деятельности органов внутренних дел.- Киев: МВД СССР. Киевская высшая школа МВД СССР, 1979. С. 17-18.
[14] См., напр.: Новосёлов Г.П. История развития преступлений против общественной безопасности. В кн. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новосёлов.- М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 368.
[15] См., напр.: Матышевский П.С. Указ. соч. С.10-11; Игнатов А.Н. В кн. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т.2. Особенная часть. Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова.- М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 346-347 и др.
[16] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. С.554.
[17] Тихий В.П. Указ. соч. С. 23.
[18] Герасимов А.П. Указ. соч. С. 471.
[19] См., напр.: Ткаченко В.И. Преступления против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. В кн. Уголовное право России. Часть особенная. Отв. ред. Здравомыслов Б.В.- М.: Юристъ, 1993. С. 498-499; Кузнецова Н.Ф. Преступления против общественного порядка. В кн. Новое уголовное право России. Особенная часть. Учебное пособие.- М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. С. 234-240; Новосёлов Г.П. Указ. соч. С. 369-370 и др.
[20] См., напр.: Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная части.- М.: Юрид. лит., 1975. С. 499-500; Тихий В.П. Указ. соч. С. 22-23; Бикеев И.И. Ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Автореферат дисс…к.ю.н.- Самара: СамГУ, 2000. С. 12 и др.
[21] См., напр.: Тихий В.П. Указ. соч. С. 19-21; Бикеев И.И. Дискуссионные вопросы учения об объекте преступления и общественной безопасности // Вестник ВУиТ. Серия «Юриспруденция». Вып. 9.- Тольятти: Изд. ТолПИ, 2000. С. 124-125 и др.
[22] Бикеев И.И. Там же.
[23] См., напр.: Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность.- М.: Юрид. лит., 1991.
© Закомолдин Руслан Валериевич
Статья подготовлена по материалам доклада и опубликована в издании: Проблемы российского законодательства: история и современность: матер. Межрегион. науч.-практ. конф. Тольятти, 31 янв. - 1 февр. 2005 г. Часть 2. - Тольятти: Изд. Самар. гуманит. акад., 2005. С. 3-10.