Приветствую Вас, Гость

Пчелкина Е.В. Принцип гуманизма в современном уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России: 

праксиологический аспект

 

  Проблема реализации гуманистических ценностей в уголовном праве в настоящее время становится объектом пристального внимания и требует тщательного изучения, ведь вопросы прав и свобод личности являются одними из главных в концепции правового государства. Только тогда государство может считаться правовым, когда во всех его сферах действует принцип уважения свободы, достоинства и прав человека. Действительно, разрешение вопросов охраны, соблюдения и защиты этих прав является показателем развития общества.

  Согласимся с Прокофьевой С.М., отмечающей, что до недавнего времени проблема гуманизма рассматривалась только на уровне философского осмысления. Закрепленные же на законодательном уровне общечеловеческие ценности в основном носили декларативный характер. Все это вызывало негативное или скептическое отношение к вопросам гуманизации со стороны самых широких слоев общества, в том числе и юристов. Однако практика показывает, что гуманистические ценности неуклонно и последовательно внедряются в уголовное судопроизводство, поэтому изучение данного процесса стало настоятельной необходимостью[1].

  Концепция гуманизации уголовно-правовой политики, как распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом[2], в первую очередь должна включать действительную гуманизацию уголовного законодательства. При этом для более правильной оценки названных процессов, их нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических детерминант, происходящих в России.

  Так, 22.10.2011 г. на сайте «Гайдпарк» был проведен опрос 117 респондентов на тему: «Действительно ли сегодня необходимо гуманизировать УК РФ?». Ответы распределились следующим образом (ранжированный список):

- 50,0% респондентов (58 человек) считают, что никакие радикальные изменения УК РФ не принесут ничего позитивного. Необходимо менять всю правоохранительную систему;

-  40,0% (47) - возникла настоятельная необходимость ужесточить наказания в УК РФ за коррупционные преступления, торговлю наркотиками, педофилию и другие преступные деяния, опасные для всего общества;

- 5,0% (6) - изменение УК РФ необходимо. Лишение свободы (в том числе в ходе следствия) должно применяться только в случае невозможности материального возмещения нанесенного ущерба, а также при совершении умышленных тяжких насильственных преступлений;

-  4,0% (5) - гуманизация УК РФ просто необходима, в противном случае рост преступности неизбежен;

-  1,0% (1) - другое[3].

  На наш взгляд, представленные данные, безусловно, не являются репрезентативными (свойство выборочной совокупности не представляет параметры генеральной совокупности, значимых с точки зрения задач исследования), между тем, гуманизация – это действительно объективный процесс, ведь в настоящее время ведется планомерная работа, направленная на внедрение гуманистических ценностей, в том числе, в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России. Рассмотрим основные тенденции гуманизма, начиная с 2009 г. по настоящее время.

  27.12.2009 - принят Федеральный закон[4], существенно изменивший суть наказания в виде ограничения свободы (ст. 53 УК РФ) и позволивший виновным за отдельные преступления небольшой и средней тяжести отбывать наказание дома (в квартире, ином жилище). Домашний арест, начавший действовать 10.01.2010 г. стал основным видом наказания по 21 статье УК РФ.

  29.12.2009 – утверждены поправки к примечаниям ст. ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», а также ст. 1991 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента», освобождающие от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные названными статьями при условии полной уплаты суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[5].

  07.04.2010 – Президент РФ утвердил поправки, заменяющие внесением залога заключение под стражу предпринимателей, подозреваемых в совершении экономических преступлений. Кроме того, в шесть раз повышены минимальные суммы крупного и особо крупного ущерба от экономических преступлений (примечание к ст. ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), признана утратившей силу ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство»[6].

  07.02.2011 - принят Федеральный закон о внесении изменений в ч. 4 ст. 117 УИК РФ «Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы», согласно которой перевод осужденных в ПКТ, единые ПКТ и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения[7].

  07.03.2011 - принят Федеральный закон о внесении поправок в УК РФ, исключающих нижние пределы санкций в виде лишения свободы по 68 составам преступлений. По 12 составам преступлений введен дополнительный, более мягкий нижний предел в виде исправительных работ, а по 11 - штраф[8]. Однако, по мнению Н. Крыловой «в итоге мы получили практически «безразмерное» наказание, которое, например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), составляет интервал от 2 месяцев до 15 лет. Таким образом, фактическая общественная опасность данного преступления может быть оценена судом в пределах всех четырех категорий: от небольшой тяжести до особо тяжкого преступления»[9].

  07.12.2011 г. - Президент РФ подписал Федеральный закон N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10] (сотый с момента вступления в силу УК РФ) (законопроект № 559740-5, разработан совместно Министерством юстиции РФ и Государственно-правовым управлением администрации Президента; внесен в Государственную думу 07.06.2011 г., принят Государственной Думой 17.11.2011 г. и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 29.11.2011 г.). Законопроект № 559740-5 получил семь положительных отзывов (табл. 1).

Таблица 1

Отзывы, предложения и замечания на законопроект № 559740-5

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части совершенствования законодательства РФ)[11]

 

№п/п

СПЗИ

Краткое содержание

1.

Парламент Кабардино-Балкарской Республики

Законопроект поддерживаем, замечаний и предложений не имеем

2.

Законодательное Собрание Ульяновской области

Поддержать проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3.

Государственный Совет Чувашской Республики

Законопроект поддержан

4.

Государственный Совет Республики Татарстан

Государственный Совет Республики Татарстан поддерживает проект федерального закона

5.

Тульская областная Дума

Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять в первом чтении

6.

Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики

Поддержать проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства Российской Федерации)

7.

Законодательная Дума Томской области

Поддержать в целом проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  Названный нормативно-правовой акт представляет собой очередной, третий пакет поправок, основной целью которых является дальнейшая гуманизация уголовного законодательства страны (изменения внесены практически в 2/3 статей УК РФ).

  Каждая норма из новых поправок делает УК РФ более рациональным и гуманным[12]. По мнению же Председателя комитета Государственной Думы шестого созыва (2011-2016 гг.) по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина, речь идет не столько о гуманизации или либерализации уголовного законодательства, сколько о его гармонизации[13]. Так, законом внесены комплексные изменения, как в Общую, так и в Особенную части УК РФ, а также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ)[14], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[15] и в УИК РФ, а именно, предусмотрено изменение подхода к определению понятия преступления небольшой тяжести, наделение судов полномочием изменять категорию преступления на менее тяжкую (но не более чем на одну категорию), увеличение максимального срока наказания в виде обязательных работ до 480 часов, установление нового вида наказания - принудительные работы, введение институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания по делам экономической направленности и за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и изменение порядка применения меры пресечения в виде домашнего ареста.

  Поддерживая концепцию закона в целом, считаем возможным обратить внимание на следующее. Проанализируем основные изменения Общей части УК РФ.


Читать дальше:

http://nutego.ucoz.com/index/pchelkina_e_v_princip_gumanizma_praksiologicheskij_aspekt_prodolzhenie/0-28