Пчелкина Е.В. Принцип гуманизма в современном уголовном и
уголовно-исполнительном законодательстве России:
праксиологический аспект
Проблема реализации гуманистических ценностей в уголовном праве в настоящее время становится объектом пристального внимания и требует тщательного изучения, ведь вопросы прав и свобод личности являются одними из главных в концепции правового государства. Только тогда государство может считаться правовым, когда во всех его сферах действует принцип уважения свободы, достоинства и прав человека. Действительно, разрешение вопросов охраны, соблюдения и защиты этих прав является показателем развития общества.
Согласимся с Прокофьевой С.М., отмечающей, что до недавнего времени проблема гуманизма рассматривалась только на уровне философского осмысления. Закрепленные же на законодательном уровне общечеловеческие ценности в основном носили декларативный характер. Все это вызывало негативное или скептическое отношение к вопросам гуманизации со стороны самых широких слоев общества, в том числе и юристов. Однако практика показывает, что гуманистические ценности неуклонно и последовательно внедряются в уголовное судопроизводство, поэтому изучение данного процесса стало настоятельной необходимостью[1].
Концепция гуманизации уголовно-правовой политики, как распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом[2], в первую очередь должна включать действительную гуманизацию уголовного законодательства. При этом для более правильной оценки названных процессов, их нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических детерминант, происходящих в России.
Так, 22.10.2011 г. на сайте «Гайдпарк» был проведен опрос 117 респондентов на тему: «Действительно ли сегодня необходимо гуманизировать УК РФ?». Ответы распределились следующим образом (ранжированный список):
- 50,0% респондентов (58 человек) считают, что никакие радикальные изменения УК РФ не принесут ничего позитивного. Необходимо менять всю правоохранительную систему;
- 40,0% (47) - возникла настоятельная необходимость ужесточить наказания в УК РФ за коррупционные преступления, торговлю наркотиками, педофилию и другие преступные деяния, опасные для всего общества;
- 5,0% (6) - изменение УК РФ необходимо. Лишение свободы (в том числе в ходе следствия) должно применяться только в случае невозможности материального возмещения нанесенного ущерба, а также при совершении умышленных тяжких насильственных преступлений;
- 4,0% (5) - гуманизация УК РФ просто необходима, в противном случае рост преступности неизбежен;
- 1,0% (1) - другое[3].
На наш взгляд, представленные данные, безусловно, не являются репрезентативными (свойство выборочной совокупности не представляет параметры генеральной совокупности, значимых с точки зрения задач исследования), между тем, гуманизация – это действительно объективный процесс, ведь в настоящее время ведется планомерная работа, направленная на внедрение гуманистических ценностей, в том числе, в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России. Рассмотрим основные тенденции гуманизма, начиная с 2009 г. по настоящее время.
27.12.2009 - принят Федеральный закон[4], существенно изменивший суть наказания в виде ограничения свободы (ст. 53 УК РФ) и позволивший виновным за отдельные преступления небольшой и средней тяжести отбывать наказание дома (в квартире, ином жилище). Домашний арест, начавший действовать 10.01.2010 г. стал основным видом наказания по 21 статье УК РФ.
29.12.2009 – утверждены поправки к примечаниям ст. ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», а также ст. 1991 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента», освобождающие от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные названными статьями при условии полной уплаты суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации[5].
07.04.2010 – Президент РФ утвердил поправки, заменяющие внесением залога заключение под стражу предпринимателей, подозреваемых в совершении экономических преступлений. Кроме того, в шесть раз повышены минимальные суммы крупного и особо крупного ущерба от экономических преступлений (примечание к ст. ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте», 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»), признана утратившей силу ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство»[6].
07.02.2011 - принят Федеральный закон о внесении изменений в ч. 4 ст. 117 УИК РФ «Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы», согласно которой перевод осужденных в ПКТ, единые ПКТ и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения[7].
07.03.2011 - принят Федеральный закон о внесении поправок в УК РФ, исключающих нижние пределы санкций в виде лишения свободы по 68 составам преступлений. По 12 составам преступлений введен дополнительный, более мягкий нижний предел в виде исправительных работ, а по 11 - штраф[8]. Однако, по мнению Н. Крыловой «в итоге мы получили практически «безразмерное» наказание, которое, например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), составляет интервал от 2 месяцев до 15 лет. Таким образом, фактическая общественная опасность данного преступления может быть оценена судом в пределах всех четырех категорий: от небольшой тяжести до особо тяжкого преступления»[9].
07.12.2011 г. - Президент РФ подписал Федеральный закон N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[10] (сотый с момента вступления в силу УК РФ) (законопроект № 559740-5, разработан совместно Министерством юстиции РФ и Государственно-правовым управлением администрации Президента; внесен в Государственную думу 07.06.2011 г., принят Государственной Думой 17.11.2011 г. и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 29.11.2011 г.). Законопроект № 559740-5 получил семь положительных отзывов (табл. 1).
Таблица 1
Отзывы, предложения и замечания на законопроект № 559740-5
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части совершенствования законодательства РФ)[11]
№п/п |
СПЗИ |
Краткое содержание |
1. |
Парламент Кабардино-Балкарской Республики |
Законопроект поддерживаем, замечаний и предложений не имеем |
2. |
Законодательное Собрание Ульяновской области |
Поддержать проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». |
3. |
Государственный Совет Чувашской Республики |
Законопроект поддержан |
4. |
Государственный Совет Республики Татарстан |
Государственный Совет Республики Татарстан поддерживает проект федерального закона |
5. |
Тульская областная Дума |
Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять в первом чтении |
6. |
Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики |
Поддержать проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования законодательства Российской Федерации) |
7. |
Законодательная Дума Томской области |
Поддержать в целом проект федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». |
Названный нормативно-правовой акт представляет собой очередной, третий пакет поправок, основной целью которых является дальнейшая гуманизация уголовного законодательства страны (изменения внесены практически в 2/3 статей УК РФ).
Каждая норма из новых поправок делает УК РФ более рациональным и гуманным[12]. По мнению же Председателя комитета Государственной Думы шестого созыва (2011-2016 гг.) по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина, речь идет не столько о гуманизации или либерализации уголовного законодательства, сколько о его гармонизации[13]. Так, законом внесены комплексные изменения, как в Общую, так и в Особенную части УК РФ, а также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ)[14], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[15] и в УИК РФ, а именно, предусмотрено изменение подхода к определению понятия преступления небольшой тяжести, наделение судов полномочием изменять категорию преступления на менее тяжкую (но не более чем на одну категорию), увеличение максимального срока наказания в виде обязательных работ до 480 часов, установление нового вида наказания - принудительные работы, введение институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания по делам экономической направленности и за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и изменение порядка применения меры пресечения в виде домашнего ареста.
Поддерживая концепцию закона в целом, считаем возможным обратить внимание на следующее. Проанализируем основные изменения Общей части УК РФ.
Читать дальше: