Приветствую Вас, Гость
Главная » 2013 » Сентябрь » 12 » Преступление как достижение правовой культуры (новости с философского теплохода)
21:27
Преступление как достижение правовой культуры (новости с философского теплохода)
  

   Не написать о том, как 11 сентября 2013 г.
на борту теплохода "Федор Шаляпин" юристы и философы общались на тему преступления, наказания и культуры, конечно, было нельзя. Но сделать это сразу после окончания мероприятия не представилось возможным.
  Интеллект и обаяние организаторов и участников, нестандартные и не вполне совместимые с внутренним моральным чувством многих из нас идеи, и, конечно, необычное место проведения мероприятия - все это сделало "круглый стол" незабываемым событием.
   
   Философское понятие "культура" чрезвычайно широкое: культура - все, что создано людьми за всю историю существования человечества. Никакой аксиологии и акмеологии. Все, что не природа, то культура. Вот и оказались сексуальные маньяки-убийцы и великие ученые одинаково культурными феноменами. Видимо, с таких позиций повышение культуры - это появление новых видов деятельности и усложнение уже известных ее видов (любой, независимо от ее нравственных оценок).
    Однако очевидно, что такой подход совершенно непригоден для юристов-моралистов, призванных решать проблемы также отягощенного моралью общества, представители которого далеко не всегда сотворяют материальные и духовные продукты, одобряемые большинством.  Потребность в выживании, в защите основ своего существования заставила людей признавать такие продукты вредоносными и не имеющими отношения к культуре в узком смысле этого слова. "Достижения" криминальной среды есть девиантная субкультура, и не более того. Подвижность границ между нормой и девиацией - это уже другой вопрос.
    И все же у философии и юриспруденции имеются точки соприкосновения по данной проблеме. 
    Если отвлечься от нравственности и говорить о культуре преступления как поведения в чистом виде (т.е. социально опасного поведения), то здесь прогресс, конечно, налицо. Например, сто лет назад не было компьютерных мошенников. Сейчас они есть. Но... наряду с ними остались убийцы, насильники, разбойники, работорговцы -  в общем, известные с древних времен "культурные деятели", методы которых порой столь же варварские, что и у далеких предшественников. Предположительно развитие общественно опасного поведения идет по пути не столько вытеснения старых видов такой деятельности новыми, сколько "наслоения" нового на старое. Это, наверное, и есть культура преступления как деятельности, оторванной от ее правой характеристики.
    Право же как зеркало всего этого безобразия, в общем и целом не отстает, улавливая тенденции общественно опасного поведения и признавая новые социальные угрозы преступными.
Преступление как явление социально-юридическое немыслимо без права, возникает вместе с правом, и поэтому относится к достижениям культуры. Чем выше уровень развития права, тем выше (причем неизбежно) культура преступления - разумеется, не как рафинированного деяния, а как единства поведенческого акта и его правовой фиксации. К примеру, современный убийца может лишить жизни свою жертву путем удара камнем или топором по голове, как и его далекий предок, живший во времена Русской Правды, а может использовать для этой цели электрический ток. С точки зрения социально-правовой о тенденциях в культуре преступления в данном примере следует рассуждать, принимая во внимание не само по себе изменение (или неизменность) способа умышленного причинения смерти, а то, как это отражается в праве. В эпоху Русской Правды не было уголовного права как самостоятельной отрасли, в зачаточном состоянии находилась законодательная техника. Сейчас уголовное право - сложная и относительно стройная система правовых норм, подчиненная правилам техники правотворчества и стоящая на серьезном научном фундаменте. Если сравнить нормативное описание убийства в Русской Правде и в УК РФ 1996 г., разница очевидна.
    В общем, культура преступления - это часть права (а последние лет двести - уголовного права) как культурного феномена. Полагаю, ни о какой другой культуре преступления рассуждать нельзя.

  
   Поднимаясь по лестнице центральной набережной, увидела не совсем приличную надпись на бетонной плите, выполненную местными вандалами. "Ведь это тоже культура, будь она неладна", - мелькнула мысль.
   А "Федор Шаляпин" пошел вверх по Волге...

    P.S. Фото, запечатлевшие важнейшие моменты "круглого стола", выложила здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/nutego2009/album/205444

   Видеозаписи фрагментов выступлений участников - представителей специальности 12.00.08 (Т.В. Кленовой и В.В. Мальцева) см. в разделе "Видео".
Просмотров: 665 | Добавил: Nataly@Egorova
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]